Cоциальный проект

“Скобариада: от досуга к развитию”

Оберег

«Оберёг. Варяги против викингов» – тавлеи или славянские шахматы.

Игра эта очень древняя, по разным источникам ей от 2000 до 1500 лет. Она были известна под разными названиями: тавлеи, золочёные тавлеи, таблот, хнефатафл, северные шахматы, славянские шахматы и другие. Для современного русского уха эти названия не очень приятны, а для языка не удобны в произношении. Вот и дали игре совершенно новое имя – "Оберег".

На раскопках в древних курганах нашли деревянную доску, инкрустированную костью и костяшки-дружинники из моржовой (белые) и китовой (темные) кости, а костяшка-король была увенчана маленькой короной. Русский фольклор и археологические находки доказывают, что тавлеи были одной из излюбленных игр на Руси.

Вариантов игры было много. Один из вариантов предполагал использование игральной кости для определения количества клеток, на которое может сходить игрок в свой ход.

Размеры игрового поля были 9х9 и 11х11 клеток, соответственно количество фигур-фишек, не считая центральной, тоже отличалось: 8 или 12 светлых фишек, 16 или 24 тёмных фишек.

Ниже в описании представлен современный адаптированный вариант игры.

В игре принимают участие три вида фигур:

- варяжский князь (золотая фишка);

- варяжская дружина (8 светлых фишек, защищающиеся);

- дружина викингов (16 темных фишек, нападают с четырёх сторон).

Фото игры "Оберег"

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Игра предназначена для двух игроков.

Для победы варягов князь должен достичь одного из выходов.

Викинги, чтобы победить, должны захватить князя.

Первый ход всегда за викингами (нападающими).

Перед началом игры расставьте фишки на игровом поле 9х9 клеток следующим образом (фишки отмечены разноцветными кружками):

Расстановка фигур-фишек в начале игры

Чтобы начать игру, одному игроку предстоит принять сторону варягов (князь и защитники), а другому – викингов (нападающие). Вы можете просто договориться о том, какую сторону кто из вас принимает, или использовать жребий. Для победы варягов князь должен достичь одного из четырёх выходов.

Викинги для победы должны захватить князя. Игроки совершают ходы по очереди, причём первыми ходят викинги.

В свой ход игрок должен передвинуть одну любую свою фишку на произвольное число свободных клеток по горизонтали или вертикали (так ходит ладья в шахматах). «Перескакивать» через стоящие на пути фигуры нельзя.

Князь, в отличие от всех остальных фишек, не может быть перемещён более чем на три клетки. Зато только он может вставать на трон и на выходы – все остальные фишки на эти клетки ставить нельзя (переносить фишки через трон можно).

Фигура считается захваченной и убирается с игрового поля, если в результате хода противника (но не в результате хода владельца фигуры) она оказалась:

 

Захват фишки

 

Фишка должна быть зажата строго по горизонтали или вертикали – зажимать «углом», как показано на рисунке, нельзя.

Неправильный захват фишки

Князя можно захватить так же, как и все остальные фишки, кроме следующих случаев:

Захват князя

a) Князь находится на троне. В этом случае нападающие должны занять все четыре клетки вокруг трона, перекрыв князю все пути к отступлению.

Захват князя 2

б) Князь находится на соседней с троном клетке по горизонтали или вертикали.

В этом случае нападающие должны занять все три клетки вокруг князя, прижав его к трону:

В поле князь участвует в сражении так же, как и другие фишки.

В случае если соперник не может сделать никакой ход (все фишки заблокированы), он признается проигравшим.